Трихофития

Среди дерматомикозов особое место занимает трихофития — заболевание, провоцирующееся грибком вида трихофитон. Этот грибок является антропофильным, то есть паразитирующим только у человека. Трихофития может поражать любой участок кожного покрова, в том числе волосы и ногти. Болеют таким дерматомикозом в основном дети. Лечение заболевания достаточно кропотливое и ответственное, но предоставленное собственному течению заболевание может существовать многие годы, но обычно к половому созреванию проходит самопроизвольно.

Инфекция передается при прямом контакте, реже через предметы (белье, расчески, щетки, головные уборы и т.д.). Заболевание очень заразное, почему нередко наблюдается в виде семейных и школьных эпидемий.

Трихофития различается поверхностная, которая вызывается грибами, паразитирующими только у человека, и глубокая, которая вызывается грибками, передающимися от животных.

При поверхностной трихофитии на гладкой коже появляются округлые или овальные слегка отечные пятна, окаймленные бордюром из мелких пузырьков, узелков, корочек; в центре — незначительное отрубевидное шелушение. Если заболевание возникает на волосистой части головы, то сопровождается многочисленными проплешинками небольшой величины, покрытых чешуйками. Волосы при этом не выпадают, а обламываются, часто у места выхода из кожи, от них остаются черные точки. Волосы при этом тусклые и безжизненные. Ногти, пораженные трихофитией, становятся грязно-серыми, тусклыми, неровными. Их края утолщаются, крошатся.

Трихофитией обычно страдают дети, но при отсутствии лечения заболевание может перейти в хроническую форму.

Инфильтративно-нагноительная (или глубокая) трихофития вызывается зоофильными грибами, заражение которыми происходит от домашних животных или от человека, причем болеют такой трихофитией и взрослые и дети. У взрослых процесс чаще локализуется в области бороды и усов и носит название паразитарного сикоза, у детей — на голове и обозначается названием «медовые соты».

Грибы, вызывающие трихофитию, проникают в глубокие слои кожи, образуя воспалительные, нагнаивающиеся узлы с корками на поверхности. При надавливании из фолликулярных отверстий выделяется гной. Волосы в очагах могут полностью выпадать.

Глубокая трихофития имеет больше шансов к самоизлечению.

В качестве лечения трихофитии обычно производят удаление волос и ногтей, подверженных грибку, кроме того, назначается антибиотик гризеофульвин, а в качестве наружного средства йодную настойку и серно-дегтярные салициловые мази.

Как уже упоминалось, вероятность заражения грибковой инфекцией настолько велика, что профилактическая работа является одним из главных составляющих оздоровительных мероприятий. Профилактика в данном случае включает в себя плановые осмотры детских коллективов на предмет наличия и распространения заболевания. При работе с больными трихофитией их обязательно изолируют, проводят необходимое лечение, дезинфекцию предметов, с которыми соприкасались больные, а также организуется необходимый ветеринарный надзор.