Эндометрит

С непонятным термином «эндометрит» женщины сталкиваются после тяжелых родов, после осложненного аборта. Довольно часто об этом слышат пациентки при невынашивании беременности, при бесплодии и т.д.

Что же это такое?

Прежде всего, для лучшего ориентирования в терминологии, следует знать, что все заболевания с окончанием на «-ит» (кольпит, аднексит, эндометрит и т.д.) означают воспалительный процесс.

Эндометрит — это воспаление внутреннего функционального слоя матки (эндометрия). Следует сразу заметить, что эта внутренняя оболочка матки очень важна в функционировании женского организма. Она содержит в себе огромное количество рецепторов к половым гормонам и под их влиянием в течение менструального цикла меняет свое строение. В первой фазе менструального цикла она восстанавливается (вырастает заново), затем под влиянием гормонов второй фазы она «созревает», в ней накапливается большое количество питательных веществ. В течение всего менструального цикла матка готовится принять оплодотворенную яйцеклетку. Если беременность не наступила , функциональный слой матки отторгается (проходит менструация). Выражаясь образно, матка «оплакивает» кровавыми слезами несостоявшуюся беременность.

Любой воспалительный процесс первоначально возникает под влияние инфекции (микробов, вирусов), которые чаще всего попадают в матку из влагалища Полость матки, покрытая эндометрием, выполняет очень важную роль в репродуктивной системе женщины и очень хорошо защищена от внешней инфекции различными механизмами. Так наружный и внутренний сфинктер шейки матки сужают вход в матку, в канале шейки матки содержится специальная слизь, богатая защитными антителами, которые разрушают микробные клетки до их попадания внутрь матки, да и сам эндометрий может «защищаться» от инфекции различными биологически активными веществами (локальный иммунитет). Однако есть особые микробы и вирусы, которые тропны к внутренним оболочкам шейки и матки, то есть очень легко «прогрызают» путь вверх, блокируя местные защитные механизмы. К таким инфекциям относятся хламидиоз, гонорея, трихомоноз.

Факторами, которые способствуют возникновению эндометрита, являются снижение общего иммунитета (хронический стресс, сопутствующие хронические заболевания, авитаминоз, хронические интоксикации и т.д.). Очень большое значение имеет фактор травмирования матки и шейки в родах и во время абортов. У женщин с глубокими послеродовыми разрывами шейки матки хронический эндометрит встречается гораздо чаще.

По клинической картине различают острый и хронический эндометрит.

Острый эндометрит

Послеродовый эндометрит — наиболее распространенное проявление острой послеродовой инфекции Частота после естественных родов составляет 4 — 20 %, после кесарева сечения — 45%. Гормональная и иммунная перестройка , направленная на обеспечение развития и роста плодного яйца, одновременно снижают общий иммунитет беременной, и уменьшают устойчивость к инфекциям.

Основными симптомами заболевания при остром течении (после родов, абортов, на фоне ВМС) являются боли в нижних отделах живота, повышение температуры тела, озноб, обильные гнойные выделения из половых путей, возможны маточные кровотечения.

Хронический эндометрит

При наличии инфекций, передаваемых половым путем, зачастую формируется первично хронический воспалительный процесс эндометрия. Основными симптомами хронического эндометрита являются нарушения менструального цикла: мажущие кровянистые выделения до и после менструации, скудные или, наоборот, обильные менструации, невынашивание беременности, бесплодие

Сложность проблемы эндометрита состоит в том, что после однократного эпизода воспаления в полости матки часто остаются «следы» на всю жизнь в виде внутриматочных спаек (т.н. синехии), уплотнения (склерозирование) стенок полости матки. Из-за стойкого повреждения рецепторов эндометрия возникает неправильное его функционирование, которое выражается в нарушениях менструального цикла, а так же отсутствием его нормального созревания (утолщения) во второй фазе менструального цикла, что приводит к развитию самопроизвольных выкидышей малого срока, а зачастую к бесплодию. На фоне хронического эндометрита могут формироваться полипы эндометрия, как следствие нарушения локальной рецепции.

Как лечится эндометрит

Так как основная причина возникновения острого эндометрита — микробные инфекции, то в комплекс лечения обязательно входят антибиотики. После купирования острых симптомов, в курс лечения включают физиотерапию, общеукрепляющие, витаминные средства. Для профилактики возникновения хронического эндометрита в дни менструации проводят дополнительные курсы антибактериальной терапии. Очень хорошо после курса противовоспалительной терапии в течение 2-3-х менструальных циклов принимать оральные контрацептивы, которые обладают антиоксидантными (противовоспалительными) свойствами.

При хроническом эндометрите в случае обнаружения половых инфекций проводят атибактериальную терапию, причем начинают лечение с первого дня цикла. Однако, зачастую инфекции уже нет в организме, а нарушения носят функциональный характер, и лечение направляют на нормализацию функционирования эндометрия: циклическая гормонотерапия, физиотерапия, иммуномодуляторы. При наличии внутриматочных сращений, полипов эндометрия требуется раздельное диагностическое выскабливание под контролем гистероскопии для разрушения синехий, удаления полипов. Само процедура «очищения» полости матки от неоднородного рубцово-измененного эндометрия, удаление полипов с последующим противовоспалительным лечением очень часто приводит к наступлению беременности при бесплодии, способствует нормальному вынашиванию беременности в перспективе, нормализуется менструальный цикл.

Итак, матка с ее внутренним слоем — эндометрием — очень важный орган репродуктивной системы женщины со сложными функциями. После воспалительных заболеваний эндометрия значительно возрастает частота таких осложнений. как угроза прерывания беременности, плацентарная недостаточность, послеродовое кровотечение, Чтобы свести к минимуму риск эндометрита, необходимо избегать абортов, использовать барьерные методы контрацепции (презерватив) для профилактики половых инфекций,. Важно укреплять иммунитет: меньше болеть простудными заболеваниями, заниматься спортом, закаливаться, принимать поливитамины.

И в заключении: мы живем в мире, населенном огромным количеством микробов, вирусов, грибов, однако природа наделила человека мощными защитными механизмами, которые позволяют ему жить в равновесии с окружающей природой. При временных сбоях этого равновесия важно быстро помочь организму восстановить его. Поэтому обязательными должны быть профилактические осмотры у гинеколога один раз в 6-12 месяцев, даже если кажется, что особых проблем со здоровьем нет. Это позволит своевременно выявить бессимптомные инфекции, и избежать длительно текущих воспалительных заболеваний. Диагноз «эндометрит» — это не приговор, в большинстве случаев своевременное лечение приводит к хорошим результатам, что позволяет избежать осложнений беременности и родов

Причины эндометрита

Причина эндометрита — проникновение инфекции в полость матки. Этому способствует несоблюдение правил личной гигиены, большое количество половых партнёров, общее снижение иммунитета.

Любые гинекологические вмешательства — аборты, диагностические и лечебные выскабливания, зондирования матки, гистероскопия могут стать механизмом проникновения инфекции в полость матки. Не секрет, что примерно 10 процентов абортов заканчиваются эндометритом. Инфицирование происходит не из-за нарушения каких-либо правил проведения этих вмешательств медиками, а из-за снижения местного иммунитета. При плохих мазках врач должен отказать в выполнении аборта, сначала необходимо пролечится, и только потом делать какие-либо вмешательства.

Эндометрит и внутриматочная спираль

Любая спираль, даже современная, содержащая гормоны — инородное тело, именно так она воспринимается организмом, именно на этом основан механизм её действия. Сама по себе спираль не увеличивает частоту развития эндометритов. Но её присутствие в матке может утяжелить течение болезни. При эндометрите спираль всегда удаляют.

Женщины которым установлены спирали необходимо чаще посещать гинеколога, следить за своим здоровьем. Если Вы поставили себе дорогую хорошую спираль — следите за своим здоровьем, не выбрасывайте деньги на ветер!

Симптомы эндометрита

Эндометрит всегда начинается с подъёма температуры и болей внизу живота. Чуть позже могут появиться кровянистые или гнойные выделения, боль при половом акте. Любое гинекологическое вмешательство, проведённое недавно и боли внизу живота — повод обратиться к врачу!

Обычно эндометрит начинается сразу после менструаций, родов или гинекологического вмешательства. Как и при любом другом воспалительном заболевании, течение эндометрита зависит от лечения.

В том случае если женщина решила самостоятельно справиться с болезнью, воспользовавшись советами подруг, справочником фельдшера или публикациями в интернет — дать какие-то гарантии на излечение не приходится. Лечение женских воспалительных заболеваний должно проводиться под наблюдением гинеколога.

Лечение эндометрита

Обычно за 7-10 дней грамотного лечения удаётся справиться с эндометритом. На 2-3 день после начала лечения исчезают боли, уменьшаются выделения. Тяжёлое течение болезни требует госпитализации и стационарного лечения. Во время лечения эндометрита половая жизнь противопоказана. Должен пройти один цикл, только после следующих месячных можно жить половой жизнью.

В день установки диагноза назначаются антибиотики, витамины. При наличии признаков интоксикации необходимо стационарное лечение, дезинтоксикационная терапия, капельницы.

В тех случаях, когда причина эндометрита остатки плодного яйца после неудачного аборта, при послеродовых эндометритах, когда в матке осталась часть плаценты выполняется лечебно-диагностическая гистероскопия. Во время исследования можно и поставить точный диагноз и удалить причину болезни.

Последствия эндометрита

Самое опасное осложнение эндометрита — распространение инфекции. Могут поражаться трубы и яичники, может развиться перитонит, и даже сепсис. Последствия этих осложнений — спаечная болезнь. Спайки матки, органов малого таза, кишечника. Спаечный процесс вызывает боли, может быть причиной бесплодия.

Где лечить эндометрит?

Главное — не пытаться лечить его самостоятельно. Это заболевание хорошо изучено и любой врач-гинеколог может назначить правильные препараты для лечения эндометрита. Если на фоне приёма антибиотиков улучшение не наступает, появляются новые жалобы.