Орхит

Орхит — это воспаление яичка. Заболевание возникает как осложнение других инфекционных заболеваний, в первую очередь эпидемического паротита, гриппа, ревматических болезней, воспаления легких и т.д.

Также орхит может возникнуть вследствие механической травмы яичка в том случае, если вовремя не была оказана первая медицинская помощь и дальнейшее лечение. Первичный орхит встречается редко и только у новорожденных детей, вследствие проникновения инфекции в яичко из инфицированных пупочных сосудов. У детей более старшего возраста заболевание в большинстве случаев является следствием осложнения эпидемического паротита, реже — при длительном нахождении в уретре катетера, или при распространении инфекции через кровь после травмы яичка.

Симптомы и течение болезни.

По течению орхит бывает острым и хроническим. Также выделяют специфический и неспецифический орхит. У больных появляются боли в яичке, отдающие в пах, иногда в живот или бедро. Повышается температуры тела до 38-39°С, озноб, слабость. Яичко увеличивается, мошонка отекает. Через 2-4 недели признаки орхита стихают, однако может начаться и нагноительный процесс в яичке. При отсутствии лечения состояние больных резко ухудшается вследствие интоксикации, боли в яичке усиливаются, температура тела становится постоянно высокой, появляются отечность и гиперемия кожи мошонки, которая спаивается с подлежащими тканями. Дальше происходит образование абсцесса или атрофия яичка. При эпидемическом паротите орхит развивается на 3-12-й день с начала заболевания или в первую неделю после выздоровления ребенка. У 30% больных наблюдается двусторонний процесс.

Диагноз.

В диагностике орхита, кроме жалоб на травму яичка и упомянутые выше инфекционные заболевания, существенное значение имеют данные ультразвукового исследования и общего врачебного осмотра пациента. На фоне орхита часто возникают сопутствующие заболевания — лериорхит и реактивная водянка яичка, которые затрудняют диагностику заболевания. Только опытный врач сможет верно диагностировать наличие или отсутствие заболевания.

Дифференциальная диагностика.

Неспецифический орхит следует отличать от туберкулеза и опухоли яичка. Туберкулез яичка начинается с туберкулеза придатка яичка и сопровождается им. Это более тяжелое заболевание с отличной симптоматикой. Опухоль яичка начинается с постепенного увеличения яичка без болей и температурной реакции. Болезненных реакций на пальпацию не возникает. В самых трудных случаях дифференциальной диагностики решающее значение имеет ультразвуковое исследование и биопсия яичка.

Лечение.

Больному назначают постельный режим и максимальный покой для воспаленного органа (по рекомендации врача используют суспензорий или достаточно подложить полотенце под мошонку).

Нельзя употреблять острые блюда. Рекомендуется обильное питье. Назначают антибактериальное лечение основного процесса, приведшего к орхиту. Без этого может возникнуть осложнение, острый орхит. Следует применять антибиотики широкого спектра действия.

При возникновение абсцесса яичка требуется оперативное вмешательство. У пожилых людей при гнойном орхите целесообразно произвести орхиэктомию (удаление пораженного органа). При орхите у детей, возникшем как осложнение паротита, к общей противовоспалительной терапии добавляют глюкокортикоидную терапию, ацетилсалициловую кислоту.

Не следует забывать, что диагностировать и лечить орхит должен обязательно квалифицированный специалист. Самостоятельное и неправильное лечение может привезти к тяжёлым необратимым последствиям, таким как бесплодие, импотенция и злокачественным заболеваниям яичка. Двусторонний орхит в детском, юношеском или молодом возрасте очень опасен и приводит к бесплодию.