Сифилис

Сифилис — хроническое инфекционное заболевание, вызываемое бледной спирохетой.

Скрытый сифилис — заболевание протекает латентно с момента заражения, без клинических проявлений, с положительными серологическими реакциями крови.

Самый частый путь заражения сифилисом — половой, вариантом которого является гомосексуальный путь. Вторым по частоте считается бытовой путь заражения, например, при поцелуе или через инфицированные общие предметы пользования (стаканы, ложки, зубные щётки, сигареты и др.)

Основные характеристики

Инкубационный период сифилиса считается с момента заражения и длится до появления первого клинического симптома сифилиса — твердого шанкра. Он равен в среднем 1 месяцу, однако может быть короче (до 10-15 дней) и длиннее (до 4 мес.)

— первичный период болезни:

Сифилис проявляется на коже женских наружных половых органов, слизистой оболочке влагалища и шейки матки. На месте первичного поражения развивается единичная и множественная язвы с буро-красным дном, ровными краями, инфильтрованным плотным основанием (твердый шанкр), иногда без изъязвленной поверхности.

— вторичный период болезни:

Без лечения через несколько дней твердый шанкр постепенно заживает, но заболевание на этом не прекращается, бледная спирохета распространяется через лимфатические и кровеносные сосуды по всему организму.

При этом на коже туловища, конечностей появляются высыпания в виде небольших розовых пятен, узелков медно-красного цвета, поверхность которых в межъягодичной складке, в полости рта, на половых органах становится влажной, блестящей. В области заднего прохода вследствие постоянного раздражения папулы могут резко увеличиваться в размерах, приподнимаясь над уровнем кожи, сливаться между собой в сплошные конгломераты разрастаний, нередко затрудняющие ходьбу.

Сифилитические папулы часто локализуются в области внутренней поверхности губ, на языке, миндалинах, а также в области голосовых связок, вызывая осиплость. В этот период сифилис особенно опасен в отношении возможности бытового заражения. Волосы на голове редеют и выпадают на небольших округлых участках. Могут выпадать брови, ресницы. На шее появляются белые мелкие пятна на коричневом фоне.

— третичный период болезни:

Поражаются внутренние органы, нервная и костная системы организма — образуются сифилитические гуммы — большие шаровидные воспалительные узлы, подвергающиеся распаду с разрушением того органа, где эта гумма образовалась. поражения нервной системы при сифилисе разнообразны, но наиболее тяжелыми из них являются спинная сухотка, вызванная разрушением нервной ткани головного мозга, при которой наблюдаются боли в позвоночнике, нарушения мочеиспускания, дефекации, атрофия зрительных нервов, заканчивающаяся куриной слепотой. и прогрессирующий паралич, характеризующийся развитием слабоумия, расстройством памяти, речи, письма и др.

При поражении женских половых органов вскоре появляются уплотненные безболезненные лимфатические узлы в паховой области, а затем и характерная сифилитическая сыпь на всем теле.

Твердый шанкр на шейке матки может образовываться на фоне ранее существующей эрозии, и тогда на ней появляются белые налеты, шейка матки увеличивается вследствие инфильтрации и отека, становится буро-красной. При этом на наружных половых органах появляется папулезная сыпь. Паховый лимфаденит при этом не наблюдается. Твердый шанкр на стенках влагалища встречается редко, локализуется в верхней трети влагалища и сопровождается паховым лимфаденитом.

Традиционное стадийное течение сифилической инфекции проявляется у значительного числа больных. Однако в последние годы все чаще стали выявляться больные с асимптомным течением болезни.

Диагностика.

Распознавание сифилиса основывается на данных подробного анамнеза, объективного и лабораторного исследований.

При обнаружении подозрительных на сифилис поражений необходимы исследования крови на реакцию Вассермана, мазков из отделяемого язв, в котором обнаруживается бледная спирохета.

Чем раньше начнется процесс лечения, тем более положительные результаты возможно спрогнозировать. Сроки лечения, материальные затраты, количество потраченных нервных клеток в процессе лечения — все это зависит то того, на какой стадии заболевания начато лечение. Много столетий сифилис считался неизлечимым заболеванием. Он уносил многие тысячи жизней на протяжении веков. Теперь медицина умеет бороться с этим недугом. Не становитесь жертвой заблуждений, и не думайте, что сифилис неизлечим, или может пройти самостоятельно!